#истинная_церковь #другие_христиане #конфессии #деноменации
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ИСТИННАЯ КОНФЕССИЯ?
В одной из баптистских церквей работала сторожем некая баба Настя. Однажды молодёжь пристала к ней с вопросами: — Баба Настя, а пятидесятники спасутся? — Спасутся, ребятки. Они наши братья. — А харизматы спасутся? — Спасутся, ребятки. Они наши братья. — А адвентисты спасутся? — Адвентисты? Чего-то не нравятся они мне…
(Из баптистского фольклора)
Что такое братство Евангельских Христиан-Баптистов? — Это ни что иное как Церковь Иисуса Христа в нашей стране. (Цитата, приписываемая А. В. Кареву).
Церковь едина, а потому и единственна, и эта единая и единственная истинная Церковь, обладающая истиной в неповреждённости, а потому и в полноте (хотя бы эта полнота и не была до конца выявлена в истории), есть Православие. (Сергей Булгаков. Очерки учения православной церкви).
Единственная Церковь Христова (…) та, которую наш Спаситель по воскресении Своём поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил её распространение и управление (…). Эта Церковь, основанная и устроенная в мире как общество, существует в Католической Церкви, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним. (Катехизис католической церкви)
Кто может вынести окончательный вердикт о спасении? Баба Настя или Христос? Даже православный ответ на этот вопрос неоднозначен. Феофана Затворника однажды спросили, спасутся ли католики. Он ответил: «Не знаю, спасутся ли католики, но знаю, что я без православия не спасусь».
Конечно, мы можем приблизительно судить о том, что человек — христианин, по плодам, так сказать, узнавать его. Можно рассмотреть признаки рождённого свыше. Но всё же вопрос этот — тайна. Тайна отношений Христа и самого человека. Нам не дано проникнуть в глубины чужого сердца и узнать, искренен ли этот человек до конца или он талантливо играет роль христианина.
Общеизвестно, что Церковь — это не здание, не храм, не дом молитвы. Церковь — это люди. Само греческое слово ἐκκλησία, чаще всего переводится в Новом Завете, как «Церковь», но означает собрание людей. Именно в таком значении оно используется в Деян. 19:32,39,40 — единственный новозаветный пример, когда слово ἐκκλησία означает просто «собрание», а не Церковь.
Но тут-то и начинается проблема. Находятся люди, которые, не смея вынести окончательного вердикта, по поводу спасения каждого отдельного человека, тем не менее, категорически утверждают, что некие собрания таких людей всё же не представляют собой Церковь Христа. Причём речь в первую очередь не идёт о еретичности учения этой группы, не анализируется их богословие. Вердикт выносится только по названию: эта секта — не Церковь, потому что они не с нами, у них другое название!
Православные говорят, что истинная Церковь — это то, что называется «православием», а остальные — еретики. Католики заявляют, что истинная Церковь — те, кто находится под властью римского Понтифика. Маргинальные протестантские группы записывают в небесные эшелоны только тех, кто идентифицирует себя с «гонимым, идущим узким путём братством». Создаётся впечатление, что Церковь Христова и их собственная организация — это слова-синонимы. О богословии ведётся речь только потом, да и то не всегда.
Такая точка зрения представляется мне мифической и достойной разрушения. Вопрос о том, что делать с человеком, который «не ходит за нами», хотя и действует именем Христовым, был закрыт Самим Господом: «И сказал ему Иисус: не препятствуйте; ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9:50). Именно Слово Божье должно было судить о принадлежности человека Христу, а не его окружение, не его знакомства, не его собрание, не его титул или церковная должность. Даже апостолов надо предать анафеме, если их учение вдруг перестало быть учением Христа (Гал. 1:8).
Церковь — это собрание людей, которых призвал Христос. Она существует только по воле Христа. И только Он решает, кто войдёт в неё. Эта единая Церковь выражается в видимых собраниях. Церковь не слагается из отдельных приходов. Каждая община, будь то самая малая, олицетворяет сообщество в целом.
Церковь существует сама по себе, но выражается в конкретных собраниях христиан. Но все ли христиане в этих собраниях действительно истинные верующие?
Если посмотреть на мир сверху, то в нём даже ангелы не смогут определить, кто есть истинный верующий, а кто сын лукавого (Мф. 13:24-30; 36-43). Истинность отношений каждого человека с Богом — это тайна. Но раз истинная Церковь состоит из истинных христиан, а истинность отношений человека с Богом — это материя невидимая, то и Истинная Церковь — это также понятие, с трудом поддающееся идентификации по внешним признакам.
Конечно, Христос и Писание указывают нам на некоторые внешние параметры настоящей Церкви. Но эти признаки применимы только к каждому конкретному собранию, приходу. Всякий раз, когда мы пытаемся применить эти признаки к какой-либо организации, мы потерпим крах.
Обычно к признакам истинной Церкви принято относить: Единство Церкви, Святость Церкви, Кафоличность Церкви (открытость ко всему миру) и Апостольское преемство Церкви.
Но посмотрите, разве есть единство, хоть в одной христианской конфессии? Его нет. Католики, протестанты, православные ужасающе разделены. Даже в пределах каждой деноминации существуют различные течения. Например, православная церковь всюду говорит о своём единстве, но по сути дела такого единства нет. Различия между православным националистом-охранителем, приверженцем софиологии Сергия Булгакова, «неообновленцем»-последователем А. Меня и сторонником движения «вперёд к отцам» столь велики, что несмотря на литургическую общность и согласие с решениями Вселенских Соборов, эти группы готовы анафематствовать друг друга. В любом случае разница между ними такая же как между баптистами, лютеранами и адвентистами. Нет ни одной подлинно единой конфессии.
А что со святостью? Ни одна конфессия не может похвастаться тем, что все её последователи святы. Громкие скандалы о священниках-педофилах, о евангеликах-пьяницах, «голубых» батюшках, и т. д. — это всё свидетельства того, что трудно какую-либо земную организацию считать Истинной Церковью Христа.
Преемственность веры от апостолов? Каждая организация рано или поздно в чём-то отступает от неё…
Кафоличность? Любая христианская конфессия нет-нет да и погрешит против неё.
Именно поэтому и существует учение о «невидимой Церкви», которое лучше всего объясняет несоответствие человеческих институтов признакам Христовой Церкви. И мысль эта была высказана не протестантами, а Августином Блаженным в его труде «О христианском учении» (Книга 3, главы с 31 по 34). А различие, на которое указывал ещё Августин, впервые в ясной форме было изложено Мартином Лютером, а затем включено в богословскую систему Жана Кальвина. Лютер обратил внимание на явное противоречие между чертами церкви, показанными в Писании, и теми её характеристиками, которые мы видим в реальной церкви, существующей на земле. Он высказал мнение, что подлинная церковь включает в себя только оправданных, тех, кого с Богом связывает спасение.
Истинная Церковь существует независимо от католицизма, протестантизма и православия. В Неё входит всякий человек, исповедующий Истину Божью. Такая Церковь невидима не в том смысле, что её увидеть невозможно в принципе, но в том, что её никогда невозможно увидеть полностью. Всегда будет оставаться некое сомнение.
Невидимая Церковь принимает видимые формы, но не отождествляется с человеческой организацией. Главное — не путать Церковь с её институциональными надстройками и обёртками. Осталось сделать один шаг — перестать ассоциировать Церковь с конфессией и начать ассоциировать её только с призывом Христа, обращённым к каждому конкретному человеку: «Следуй за Мной!»
Когда апостолам задавали вопрос о спасении, они никогда не ставили его в зависимость от связи с группой верующих. Когда Петра и других апостолов спросили: «Что нам делать, мужи братия?» — ответом было: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:37-38). То же самое Пётр говорил в Деян. 3:12-26 и 4:7-12. На вопрос темничного стража в Филиппах: «Что мне делать, чтобы спастись?» — Павел ответил прямо и недвусмысленно: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой» (Деян. 16:30-31). Ни в одном из этих случаев нет и намёка на то, что решающее значение имеет принадлежность к какой-то группе. Слова Иисуса самарянке указывают, что конкретное место поклонения имеет менее важное значение по сравнению с поклонением в духе и истине (Ин. 4:20-24).
Приоритет или первенство невидимого над видимым не означает, что мы должны принижать значение видимой формы церкви. По всей вероятности, нормой было вхождение верующего в общину (см., например, Деян. 2:47). Полностью раскрыться христианская жизнь может только во взаимосвязи с другими верующими.
Признавая различие между видимой церковью и невидимым, или духовным, братством, мы должны делать всё возможное для ликвидации этого различия.
Но в какую же человеческую организацию податься несчастному грешнику, призванному Христом? Где найти ему видимое выражение невидимой Церкви? Вот тут я (как и любой здравомыслящий человек), пожалуй, должен говорить только за себя. Мы все субъективны. Мы — субъекты, имеющие дело с объективной Истиной. Лично мне евангельское христианство представляется лучшим способом выражения Истинной Церкви и с точки зрения единства (не путать с одинаковостью, я говорю о единстве духовном), и с точки зрения соответствия апостольскому учению, и с точки зрения святости (в России это пока ещё так), и с точки зрения кафоличности.
Кому-то представляется иначе? Готов отстаивать свою точку зрения, готов дискутировать, но никогда не скажу, что Всероссийским Содружеством Евангельских Христиан (к примеру) исчерпывается видимое выражение Церкви Христовой.
Когда меня спрашивают, почему я, будучи русским человеком (правда с татарской фамилией), не православный, мне это всегда напоминает известный анекдот: — Если вы такие умные, то почему строем не ходите?
Апологетам, стремящимся зарегистрировать торговую марку «Христова Церковь» ™ в своей организации, хочется напомнить: не вы спасаете, не у вас зародилась истина, не вы возрождаете и освящаете (или осуществляете процесс теозиса — это как кому нравится), но Бог! Он, в конечном счёте, нам всем и Судья!
Павел Бегичев "Миф о тождественности Церкви Христовой и видимых земных организаций"