ЖЕРТВА ПРОТЕСТАНТСКОГО ТРИНИТАРИЗМА
Доктрина о троице запятнала историю протестантизма не меньше, чем историю папства, став единственной пока церковной доктриной, зажегшей инквизиционный костер от руки протестантов: Мигель Сервет — испанский мыслитель, теолог, естествоиспытатель и врач, который впервые в Европе описал малый круг кровообращения, был сожжен на костре 27 октября 1553 года в Женеве по приказу Жана Кальвина за антитринитарные убеждения.
В переписке с Жаном Кальвином, Мигель Сервет писал: «Но если ты честно полагаешь, что папа — антихрист, то должен быть также уверен в том, что триединство и таинство крещения детей — догматы, образующие часть католической веры — являются догматами демона». (С.Цвейг, Совесть против насилия, 1986, с. 121) С тех пор как Мигель Сервет со своей книгой («Восстановление христианства», 1553) впал в «арианскую ересь», его преследовали, словно дикого зверя, как католики, так и протестанты. Буцер с кафедры объявил, что этот богохульник заслуживает того, «чтобы у него, живого, были вырваны все внутренности». Эколампадий гонит его, как собаку, из дому, называя его «иудеем, турком, богохульником, одержимым демоном». Один из ближайших друзей Кальвина — протестантский эмигрант Гийом де Три писал о Сервете как о еретике, который «заслуживает быть сожженным, где бы его ни схватили». А сам Жан Кальвин писал своему другу и соратнику Фарелю о том, что если Сервет появится в Женеве, то он постарается «не выпустить его отсюда живым».
Из-за открыто исповедуемых антитринитарных взглядов, для Сервета возможно единственное спасение — бесследно исчезнуть, сделаться невидимым и незаметным, сорвать с себя свое имя, словно горящую одежду. Подавленный, но не отказавшийся от истины, Сервет мужественно заявил: «Теперь мне совершенно ясно, что за это я поплачусь жизнью. Но эта мысль не победит мое мужество. Как ученик Христа, я иду по следам моего Учителя». (см. там же). Незадолго до казни, в предисловии к упомянутой выше книге, Мигель Сервет писал: «О, Иисус Христос, Сын Божий! Ты, который дан нам с неба, откройся своему слуге так, чтобы это великое откровение было явным для всех нас. Ведь это Твое дело, которое я решил защищать, следуя внутреннему божескому порыву. Еще раньше сделал я первую попытку; теперь же я вновь понуждаем к этому, ибо время, истинно, приспело. Ты учил нас не утаивать наш свет; горе мне поэтому, если я не возвещу истину!».
ПРОТЕСТАНТЫ-ТРИНИТАРИСТЫ ДОНОСЯТ НА СЕРВЕТА ИНКВИЗИТОРАМ
Возмутительным также является и тот факт, что для того чтобы разделаться с Серветом, Кальвин прибегнул к невообразимому — к пособничеству папству в преследовании инакомыслящих. Когда ему понадобилось разделаться с неугодным ему «еретиком», он без зазрения совести донес на Сервета католической инквизиции — ведомству, неоднократно сжигавшему друзей Кальвина. Для этого он составил тайный донос (руками своего соратника де Три), который хитрым образом попал на стол инквизиции. Это было грязным и подлым покушением протестанта на протестанта руками власти, о которой «великий вождь протестантизма» учил как об «антихристе». И только когда тайное покушение на Сервета, жалким образом провалилось, Кальвин понял что впредь, ему самому придется на собственную ответственность преследовать Сервета и затем предать смерти этого человека единственно за его убеждения, тем самым замарав в крови руки, и вызвав недоумение у всех.
САМАЯ ЖЕСТОКАЯ КАЗНЬ!!!
«Смерть на костре при малом огне — самая мучительная из всех казней; даже средневековье, известное своими ужасами, пользовалось ею многие сотни лет в редчайших случаях; … Именно этот самый ужасный, самый чудовищный вид смертной казни был выбран для первого еретика, для первой жертвы протестантизма». (С.Цвейг, Совесть против насилия, 1986, с. 142) Перед казнью, понимая какие ужасные страдания ему предстоят, Сервет на коленях умоляет членов магистрата «о малом снисхождении — быть казненным мечом, с тем чтобы «избыток страданий не довел его до отчаяния»... В этот момент между судьями и человеком на коленях появляется Фарель. Громко спрашивает он приговоренного к смерти, согласен ли тот отказаться от своего учения, отрицающего триединство, в этом случае он получит право на более милосердную казнь. Но — и именно последний час морально возвышает облик этого, в остальном обыкновенного, человека — Сервет вновь решительно отказывается от предложенного торга и повторяет ранее сказанные им слова, что ради своих убеждений готов вытерпеть любые муки» (там же, с. 143).
ВЛИЯНИЕ КАЗНИ СЕРВЕТА
Сервет вошёл в светскую историю, прежде всего как первая жертва протестантского тринитаризма, и его смерть положила начало многовековой дискуссии о свободе совести. Первым трудом на эту тему был трактат известного итальянского гуманиста Себастьяна Кастеллио «О еретиках» (1554). Вольтер писал в «Опыте о нравах», что казнь Сервета произвела на него большее впечатление, чем все костры инквизиции. Поэтому-то апология Кальвина «Защита истинной веры и триединства против ужасного еретика Сервета», которую он, как скажет Кастеллио, «писал еще с кровью Сервета на руках»,— одно из самых слабых его произведений.
#МигельСервет #ЖанKальвин #унитариане #монотеизм #ОдинБог #мученик